Skip to content

Самореализация личности в профессиональной деятельности

Июнь 29, 2011

Проблема самореализации человека на рабочем месте в последнее время приобретает все большую актуальность.

С одной стороны, в широком, общественном плане уровень самореализация может свидетельствовать о социальном благополучии общества в целом. Вот почему не могут не вызывать обоснованной обеспокоенности данные эмпирических исследований последний лет, говорящие о том, что доля лиц, неудовлетворенных работой, продолжает расти.

С другой стороны, соответствующие показатели степени удовлетворенности работой существенным образом характеризуют как организацию в целом, так и каждого из ее членов. Исследования удовлетворенности являются своеобразным барометром, позволяющим руководителю оперативно реагировать на те или иные изменения в организации.

Для руководителя важно знать, какие факторы приводят сотрудника к негативному отношению к работе в организации. Следует учитывать, что поведение служащего чаще основано на его личном восприятии, а не на реальности.

Как отмечает В.А.Ядов [цит. по 18, С. 46], состояние удовлетворенности работой может быть следствие стремлений личности к активной деятельности, более полному самовыражению, которое достигается в процессе труда. Но оно же порой проистекает из примитивных интересов, невысоких запросов личности. С другой стороны, состояние неудовлетворенности работой может при известных условиях побуждать личность к поискам, творчеству, при других же условиях оно является следствием столкновения высокого уровня притязаний с весьма незначительными возможностями для их осуществления.

Таким образом,  возникает задача более глубокого изучения состояний удовлетворенности и неудовлетворенности работой, выявление многообразных факторов, влияющих на особенности этих состояний, включая личностные характеристики людей.

Если иметь в виду само общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. Можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно — исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.

Зная систему мотивов, нормы и ценностные ориентации личности, легче понять особенности ее самочувствия в группе и поведение в ней, предполагаемый уровень общественной и трудовой активности. Зафиксировав групповые нормы и ценностные ориентации, можно получить определенное представление о важнейшей групповой характеристики, ибо общественная направленность групп формирует индивидуальное поведение, влияет на производительность, работоспособность этих коллективов. Тенденция личности воспринимать коллектив в качестве источника ориентаций приводит к значительной однородности в установках членов группы при осуществлении совместной деятельности [13, с.54].

В организациях, в которых серьезно задумываются о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем уделяется большое внимание. Проводится работа по формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация.

Цель исследования – выявить связь между ценностями и удовлетворенностью работой человека.

Задачи исследования:

  • определить степень совпадения личных ценностей и ценностей организации и влияние ее (степени совпадения) на удовлетворенность работой человека;
  • получить список ценностей исследуемой организации;
  • апробировать методику.

Нами выдвигается следующая гипотеза:

Чем меньше разность между представлениями человека об организационных ценностях и общими ценностными ориентациями в организации, тем в большей степени он самореализуется на рабочем месте.

Объект  –  самореализация личности в профессиональной сфере.

Предмет – ценностные ориентации как фактор самореализации личности в профессиональной сфере.

В экспериментальной части работы нами использованы следующие методики:

1.Методика изучения ценностных ориентаций (М.Рокич).

2.Тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций  персонала» (Л.Г.Лаптев).

3.Методика «Совпадение организационных и личных ценностей».

Работа состоит из трех глав, выводов и заключения.

В первой главе дается описание личных ценностей и организационных ценностей как составляющих ценностно-ориентационного единства, рассматривается понятие удовлетворенности работой и такие ее составляющие как мотивы и потребности. Также дается описание основным теориям трудовой мотивации.

Во второй главе рассматриваются основы проектирования web-сайтов

Третья глава посвящена описанию экспериментальной части работы, интерпретации данных и анализу полученных результатов.

Реклама

From → Uncategorized

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: